СБ__________________
юридическое сопровождение бизнеса

_Мы приветствуем Вас на нашем сайте !

+7 (985) 218 1058__

Предлагаем Вам следующие
юридические услуги:

Регистрация, изменения, ликвидация, банкротство юрдических лиц

Лицензирование в строительстве, МЧС, реставрации, картографии...

Готовые фирмы

Регистрация электролаборатории, оформление и продление удостоверений

Юридические услуги

Бухгалтерские услуги

 

 

 

Реорганизация предприятия, юридического лица, фирм, ООО

Реорганизация - сложное правовое явление, требующее комплексного знания действующего законодательства (гражданского, налогового, трудового, административного) и правил бухгалтерского учета. Для осуществления реорганизации необходимо привлечение большого числа специалистов – юристов, бухгалтеров, аудиторов, оценщиков, консультантов по различным сферам финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Реорганизация предприятия может осуществляться путем:

  • слияния
  • присоединения
  • разделения
  • выделения
  • преобразования.

Государственной регистрации предприятий юридических лиц (фирм), создаваемых путем реорганизации, посвящена гл. V ФЗ от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
В случаях реорганизации предприятия, фирмы в форме преобразования, слияния, разделения или выделения имеет место создание нового или нескольких новых предприятий. В государственном реестре фиксируется создание новой фирмы, но при реорганизации процесс возникновения новой фирмы сопровождается существенными изменениями в состоянии существующего. Поэтому в государственном реестре должно быть отражено не только создание новой фирмы, но и изменения в положении реорганизуемой фирмы. Для внесения в реестр всех необходимых сведений регистрирующий орган должен иметь соответствующие документы, которые обязан представить заявитель из числа лиц, указанных в законодательстве.
В связи с тем что в случаях, предусмотренных законом, решение о регистрации фирмы принимается уполномоченным органом исполнительной власти, Правительство РФ определило специальные требования к представляемым документам. Требования к документам, представляемым в федеральный орган юстиции и его территориальные органы для принятия решения о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений и религиозных организаций, создаваемых путем реорганизации, содержатся в Постановлении Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 442, где дается соответствующий перечень.

Следует представить: заявление о государственной регистрации каждого вновь возникшей фирмы, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством РФ, подписанное уполномоченными лицами общественного объединения в соответствии с его уставом; учредительные документы каждого вновь возникшей фирмы, создаваемого путем реорганизации, с учетом ее формы (преобразования, слияния, разделения, выделения, присоединения); устав фирмы в трех экземплярах и ряд других документов.

Закон определяет важнейшие элементы содержания заявления о регистрации фирмы, создаваемого путем реорганизации. Заявитель должен подтвердить, что: а) учредительные документы создаваемых в результате реорганизации фирмы соответствуют требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к учредительным документам фирм соответствующей организационно-правовой формы; б) сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны; в) передаточный акт или разделительный баланс фиксирует все обязательства, перешедшие к вновь возникшей фирме в порядке правопреемства, в отношении всех его кредиторов; г) все кредиторы реорганизуемой фирмы письменно уведомлены о реорганизации, с тем чтобы они могли своевременно воспользоваться правами, предоставляемыми им ГК РФ; д) в установленных законом случаях реорганизация согласована с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления (например, при реорганизации в форме слияния или присоединения коммерческих организаций, сумма активов которых по последнему балансу превышает 200 тыс. МРОТ, необходимо получить согласие федерального антимонопольного органа). Антимонопольный орган должен быть уведомлен учредителями (участниками) (одним из учредителей, участников) в течение 45 дней со дня государственной регистрации (со дня внесения изменений и дополнений в Единый государственный реестр юридических лиц) о создании, слиянии и присоединении некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входят не менее двух коммерческих организаций; об изменении состава участников (членов) некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входят не менее двух коммерческих организаций.

Подтверждения, сделанные заявителем, при возникновении сомнений могут быть проверены регистрирующим органом. ФЗ об АО устанавливает, что государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются при наличии доказательств уведомления кредиторов. Недостоверность заявленных сведений, например данных передаточного акта или разделительного баланса, может причинить материальный ущерб третьим лицам, вступающим в деловые отношения с зарегистрированной фирмой. А это, в свою очередь, влечет наступление гражданско-правовой ответственности.
Должны быть представлены учредительные документы вновь возникших фирм: для акционерного общества - устав, для общества с ограниченной ответственностью – устав (учредительный договор), для некоммерческого партнерства - учредительный договор, для учреждения - решение собственника о создании учреждения и устав, им же утвержденный, и т.д. Учредительные документы представляются в подлиннике или в виде нотариально удостоверенных копий.

В регистрирующий орган должно быть представлено решение о реорганизации фирмы. Порядок оформления зависит от организационно-правовой формы реорганизуемой фирмы. Если это было акционерное общество, то согласно ФЗ об АО решение о реорганизации принимает общее собрание акционеров. Но одно только решение может быть представлено в регистрирующий орган в случае, когда речь идет о разделении фирмы или о выделении. При слиянии необходимо решение общего собрания акционеров каждого из акционерных обществ, участвующих в слиянии. Следовательно, для регистрации надо представить принятые в установленном порядке и оформленные решения общих собраний акционеров всех обществ, участвующих в слиянии. В случае присоединения необходимо решение общего собрания акционеров общества, к которому производится присоединение, и решение общего собрания акционеров присоединяющегося общества. В связи с тем, что указанные решения принимаются квалифицированным большинством голосов (в обществе с ограниченной ответственностью (ООО) - всеми участниками единогласно), протокол общего собрания акционеров (участников АО), в котором зафиксировано соответствующее решение, обязательно должен содержать указание об итогах голосования.
Решение о реорганизации государственных или муниципальных унитарных предприятий принимают государственные органы или органы местного самоуправления. При подчиненности указанных предприятий разным государственным органам или органам местного самоуправления потребуется принятие согласованных управленческих решений.
Решения о реорганизации некоммерческих организаций принимаются в формах, предусмотренных специальными законами.
Реорганизация торгово-промышленных палат осуществляется решениями их высших руководящих органов.
Реорганизация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания.
Должен быть представлен договор о слиянии фирм или присоединении одного или нескольких фирм к другому, если это установлено федеральными законами. ФЗ об АО предусматривают заключение договора соответственно о слиянии или присоединении. Общее собрание акционеров каждого акционерного общества, участвующего в реорганизации в форме слияния или присоединения, утверждает представленный своим советом директоров (наблюдательным советом) договор о слиянии или присоединении. Текст договора вместе с протоколами общих собраний акционеров должен быть представлен в регистрирующий орган. Зафиксированные в протоколах решения должны подтвердить, что они приняты квалифицированным большинством голосов, как того требует закон. Аналогичные правила содержатся в ФЗ об ООО, однако там договор о слиянии или присоединении обществ с ограниченной ответственностью отнесен к числу учредительных документов; представление этих договоров обязательно в соответствии с законодательством.
Необходимо иметь в виду, что при реорганизации акционерных обществ в форме слияния или присоединения устав учрежденного в результате актов слияния или присоединения общества подлежит утверждению общим собранием акционеров вновь образованного общества. Следовательно, в регистрирующий орган должны быть представлены протоколы по крайней мере трех собраний акционеров, если речь идет о слиянии двух акционерных обществ или присоединении одного общества к другому.
В Законе предписано представить в регистрирующий орган передаточный акт или разделительный баланс. Передаточный акт составляется при реорганизации фирм в форме слияния, присоединения и преобразования, а разделительный баланс - при разделении или выделении фирмы. Передаточный акт или разделительный баланс должны быть утверждены по правилам ГК РФ и специальных федеральных законов (ФЗ об АО, ФЗ об ООО и др.). Регистрирующий орган вправе и обязан проверить представленные документы.
Общее правило о том, что государственная регистрация осуществляется по месту нахождения фирмы, должно применяться и в случаях реорганизации фирм. Однако реорганизация может касаться фирм, находящихся в разных местах, попадающих в территориальную сферу действия разных регистрирующих органов. В соответствии с законодательством государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом и создается в результате деятельности всех регистрирующих органов на территории России. ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" установил, что при регистрации юридических лиц регистрационные органы обеспечивают их перечнями представляемых в обязательном порядке документов и адресами их представления. Когда, например, при разделении фирмы возникают две или более новые фирмы, важно четко определить адрес регистрирующего органа. Необеспечение регистрируемых фирм перечнем представляемых в обязательном порядке документов с адресами их представления влечет дисциплинарную ответственность должностных лиц регистрирующих органов, вплоть до снятия с должности.
Необходимым условием формирования государственного реестра юридических лиц как единого федерального информационного ресурса является взаимодействие всех регистрирующих органов. Порядок такого взаимодействия определяется Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 440 "О порядке взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации". Процедура регистрации отражена в утвержденном этим Постановлением Порядке взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации фирм, создаваемых путем реорганизации. Данный акт предназначен для урегулирования взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации фирм, создаваемых путем реорганизации, в случаях, если место нахождения фирм, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемой фирмы. Определяется порядок взаимодействия управлений МНС РФ по субъектам Федерации, инспекций МНС РФ. Государственная регистрация фирм, создаваемых путем реорганизации, осуществляется путем внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых фирм. Названный Порядок детально регулирует процесс регистрации возникновения и прекращения фирм при различных формах реорганизации - преобразовании, слиянии, разделении, выделении, присоединении. Процедура регистрации в территориальных органах МНС РФ находится под постоянным контролем министерства.
Обязанность представления заявления о регистрации и необходимых для этого документов лежит на уполномоченных лицах реорганизуемой фирмы. Но согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. В какой момент приобретет права фирма филиал акционерного общества в результате его выделения из состава общества? С момента его включения в реестр юридических лиц. Но ведь необходима и государственная регистрация изменений в уставе акционерного общества, из которого выделен филиал. До регистрации третьи лица могут считать филиал по-прежнему несамостоятельным. В коммерческих отношениях такая неопределенность недопустима. Следовательно, предусмотренные законом последствия реорганизации должны наступить после включения в федеральный информационный ресурс - Единый государственный реестр юридических лиц - сведений о государственной регистрации всех вновь созданных, всех прекративших свое существование фирм и всех изменений в учредительных документах продолжающих действовать фирм.
При осуществлении государственной регистрации по результатам проведения реорганизации фирмы регистрирующие органы обмениваются информацией о совершаемых ими регистрационных актах. Регистрационная запись о прекращении деятельности фирмы вследствие разделения или слияния может быть сделана после получения от соответствующего регистрирующего органа информации о регистрации вновь возникших юридических лиц.
Регистрация фирмы, созданной в результате преобразования, происходит в одном регистрирующем органе, хотя в некоторых случаях может возникнуть потребность в передаче информации другому регистрирующему органу, если преобразованная фирма изменит место нахождения.
Порядок представления документов для государственной регистрации при любой форме реорганизации не имеет особенностей и определяется общими правилами.
Срок государственной регистрации не должен превышать пяти дней со дня подачи необходимых документов. Очевидно, что этот срок должен исчисляться по каждому акту регистрации отдельно (например, при разделении фирмы - по каждой вновь возникшей фирмы).
В связи с тем, что процедура реорганизации юридического лица представляет собой ряд последовательно совершаемых юридически значимых актов, для самой фирмы и для третьих лиц важен момент завершения реорганизации. В соответствии с Законом он связан с актом государственной регистрации изменений правового положения участников гражданского оборота. Такой акт должен иметь правопрекращающий и правосозидающий характер. Однако два столь различных по своей природе последствия не могут быть результатом одного акта. Поэтому в любом случае реорганизации фирмы необходимо совершение не менее двух реестровых записей, фиксирующих два взаимосвязанных акта регистрации. Эти акты могут быть территориально разобщены и совершаться в регистрирующих органах, расположенных в разных местностях. Например, при разделении московского акционерного общества, филиалы которого, находившиеся в Хабаровске и Смоленске, становятся самостоятельными юридическими лицами, а само общество прекращает свою деятельность.
Согласно Закону в случае преобразования реорганизация считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшей фирмы. Но преобразованную фирму нельзя считать прекратившим свою деятельность с этого момента: в государственный реестр, где оно было зарегистрировано, также необходимо внести запись о его исключении из реестра. В случае преобразования место нахождения фирмы, как правило, не изменяется. Поэтому оба регистрационных акта должны быть совершены в одном и том же регистрирующем органе.
Если в процессе реорганизации происходит слияние двух или нескольких фирм, то полное завершение реорганизации будет иметь место после государственной регистрации вновь созданной фирмы, а также после совершения записей об исключении из государственного реестра юридических лиц, прекративших существование. При несовпадении места нахождения фирм, участвовавших в слиянии, запись об исключении из реестра каждого из них будет внесена в государственный реестр соответствующим регистрирующим органом. Сведения о такой записи должны быть сообщены в регистрирующий орган, в котором учиняется запись о вновь возникшей фирме.
В Законе для характеристики последствий реорганизации в форме разделения также использована формула "считается прекратившим свою деятельность". Необходимо разделить во времени правообразующий акт (государственную регистрацию вновь возникших в результате разделения фирм) и правопрекращающий акт (исключение из государственного реестра юридического лица (фирмы), реорганизованного в форме разделения). "Разделенная" фирма прекратит свое существование только с момента, когда в процессе государственной регистрации будет сделана запись о его исключении из реестра.
При реорганизации в форме выделения недостаточно произвести государственную регистрацию выделившихся фирм. Учредительные документы фирмы, из состава которого выделено другая фирма (фирмы), подлежат изменению: изменился уставный капитал, изменилась структура организации и т.д. Поэтому реорганизацию можно считать завершенной лишь с момента внесения изменений в реестровую запись фирмы, из которой выделены новые фирмы.
В случае реорганизации путем присоединения ее можно считать завершенной не после того, как в государственный реестр по месту регистрации последнего из присоединившихся фирм будет сделана запись о прекращении его деятельности, а после внесения дополнений и изменений в реестровую запись фирмы, к которой произошло присоединение. При этом следует иметь в виду необходимость обмена информацией между регистрирующими органами, если происходит присоединение к фирме, место нахождения которого не совпадает с местом нахождения присоединяющегося.
Таковы в общих чертах особенности государственной регистрации фирм, создаваемых путем реорганизации.

Наши специалисты  имеют большой опыт реструктуризации бизнеса. Наши юристы предлагают полный комплекс услуг по подготовке и сопровождению процедуры реорганизации


Стоимость данной услуги от 15 000 руб.

Более подробно можно узнать у наших специалистов, позвонив по телефону (985) 218-10-58, либо связаться с нами по электронной почте info@usbi.ru

 




www.usbi.ru © Все права защищены.